Многие ошибочно полагают, что тахограф – понятие современное и новомодное. Однако история данного устройства насчитывает более 100 лет. Ведь о необходимости его создания и использования прогрессивные умы Европы задумались ещё в конце 19 века в момент бурного развития автомобильных грузо- и пассажиро- перевозок, когда стали очевидны преимущества автомобильного транспорта над водным и гужевым.
Количество автомобилей увеличивалось, а вместе с этим росло количество аварий и жертв. Необходимо было контролировать скорость движения автомобилей.
Именно тогда, в 1923 году, одной из известнейших немецких часовых фабрик Kienzle Uhrenfabrik был разработан оригинальный часовой механизм Autorex, ставший прародителем тахографа. Этот механизм с вибрационным маятником записывал скорость автомобиля, количество и время стоянок на небольшом отрезке пути.
Однако первые модели контрольных устройств были крайне уязвимыми перед жульническими действиями нечестных водителей.
Со временем конструкция и принцип работы тахографа изменялись в соответствии с требованиями рынка.
Современный тахограф – это цифровое устройство, которое устанавливается на транспортное средство для регистрации скорости движения и пройденного пути, времени отдыха и работы водителя. Причем регистрирует эту информацию автоматически и непрерывно.
То есть, сегодня тахограф – это не просто прибор для учёта времени, проведенного водителем за рулём, - функционал его гораздо шире, а назначение гораздо масштабнее и серьёзнее.
Тахограф сегодня – это устройство для обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку наибольший ущерб происходит от аварии с участием грузового коммерческого транспорта.
За прошедший 2014 год, по данным ГИБДД, на территории России было зарегистрировано почти 15 тысяч происшествий с участием грузового транспорта и пассажирских автобусов.
Грузовой автотранспорт |
Пассажирские автобусы |
|
Количество ДТП |
10 256 |
4 364 |
Погибло, чел. |
1 866 |
251 |
Ранено, чел. |
12 747 |
6 482 |
Основополагающими причинами аварий особой тяжести остаются усталость водителя и превышение максимально разрешенной скорости движения.
«Статистика – вещь упрямая», и такое количество жертв в мирное время должно заставить задуматься даже ярых противников тахографов. И в этом случае опыт Европы перенимать не только можно, но и нужно.
Ведь Европейский союз всегда вел не просто статистику, но государственный контроль этих параметров. И использование тахографов – контрольных цифровых устройств, осуществляющих беспрерывную, некорректируемую фиксацию достоверной информации о параметрах эксплуатации транспортного средства – это реальное техническое решение проблемы аварийности.
Так, только за прошедшие 12 лет использования тахографов в Европейских странах снизилось количество дорожных происшествий с участием пассажирского и грузового транспорта на 22%.
При этом следует понимать, что сопутствующая инфраструктура в Европе формировалась все прошедшие 100 лет постепенно. Вместе с тем, как менялось сознание водителей и владельцев автопредприятий в этом вопросе.
Ведь с появлением тахографов даже прогрессивные европейские компании-перевозчики не спешили их устанавливать. К нам же тахограф «пришел» только в середине 90-х гг. прошлого столетия.
Главным переломным этапом в истории внедрения тахографов на автотранспорте стал 1968 год, когда Евросоюзом была принята обязательная фиксация действий водителей, из-за соображений дорожной безопасности. Фиксация осуществлялась путем записи в обычной транспортной книге, в которую водитель обязан был каждый рабочий день вносить свои действия. Очевидным минусом этого метода было то, что определить физическое состояние водителя при таком контроле невозможно, ведь написать можно всё, что угодно, точность и честность данных не подтвердить.
В результате борьбы с фальсификациями 1 июля 1970 года были приняты Европейские правила использования средств контроля на автомобильном транспорте (ЕСТР). Правила отражали порядок обязательных перерывов для отдыха водителей, а также определяли максимальную продолжительность управления транспортом, задействованном в международных перевозках. Так, Европейское соглашение обязало водителей, производящих коммерческие перевозки, использовать автоматические устройства контроля.
Все страны, ратифицировавшие соглашение ЕСТР, обязались устанавливать тахографы на грузовые транспортные средства, используемые в международных перевозках. В том числе стран-участниц был и СССР. Однако же на практике советские водители, из-за отсутствия технического обеспечения, первоначально использовали не устройства, а обычные контрольные книжки, в которые заносили время проезда по заданному маршруту. Лишь спустя годы водители международных рейсов получили возможность работы с электромеханическими тахографами.
Активная эксплуатация тахографов на всей территории РФ началась с середины 2006 года, в результате принятия пятой поправки к ЕСТР. С этого времени начался четырехлетний период перевода к оснащению тахографами стран, не являвшихся членами Евросоюза, в том числе и РФ. И только к середине 2010 года Правительством РФ было разработано и принято «Постановление об обязательном оснащении цифровыми тахографами транспортных средств свыше 3,5 тонн (включая вес прицепа, полуприцепа), автобусов пассажировместимостью более 8 человек».
Сегодня оснащение ТС тахографами в РФ осуществляет более 900 мастерских. И хотя обязательная установка тахографов до сих пор вызывает много жарких споров, как среди владельцев автотранспортных предприятий, водителей, так и среди Российских парламентариев, опыт Европейских стран явно говорит об эффективности внедрения этих устройств.
Ведь благодаря тахографам количество происшествий с участием коммерческого транспорта заметно снижается, а интересы водителей начинают соблюдаться.